Орден
бенедиктинцев, первый из католических
монашеских орденов, оказал огромное
влияние на формирование и становление
общежитийного монашества в Западной Европе. На протяжении нескольких
столетий практически все монастыри жили
по уставу, созданному святым Бенедиктом.
Он упорядочил и организовал монашеское
служение, благодаря чему монастыри смогли
превратиться в особый социальный
институт средневекового общества,
оказывавший значительное влияние не
только на религиозную, но и на все
остальные сферы жизни.
От других орденов бенедиктинский
отличало то, что монастыри были
практически независимы, и каждый
настоятель ни перед, кем не отчиты вался
за свои действия. Поэтому бене
диктинский орден можно называть орденом
с известными оговорками.
Единственное, что объединяет разбро
санные монастыри ордена между собой, —
следование единому уставу,
написанному святым Бенедиктом.
Основатель ордена
Святого
Бенедикта Нурсийского называют отцом
западно го монашества. Основным
источником сведений о его жизни
является книга «Собеседования»,
написанная Папой
Григорием Великим. Однако автор
бенедиктинец большее внимание уделял
чудесам, совершенным святым, и поскупился на подробности в изложении биографии. Бенедикт происходил из знатного
рода, отличался блестящим образованием, был прекрасным оратором. Несмотря на великолепные способности,
будущий святой отказался от занятий науками, решив
посвятить свою жизнь Богу, и остался, по словам его
биографа Папы Григория Великого, «зная незнающим
и мудро неученым». Мирские блага перестали его привлекать и он уединился в -пещере близ местечка Субиако.
Бенедикт провел три года в одиночестве, прежде чем
о подвижнике узнали местные жители. Его избрали настоятелем небольшого монастыря Виковаро. Однако выяснилось, что монахи в этой обители не чтили дисциплину, поэтому вскоре стали проявлять недовольство
требовательностью нового настоятеля. Согласно преданию, они даже пытались избавиться от него, подсыпав
яд в вино для евхаристии (причащения). Но святого
спасло чудо: от совершенного им крестного знамения
чаша с вином раскололась. Подвижник распрощался
с монахами, покинул монастырь и вернулся к уединенной жизни.
Отшельничество Бенедикта принесло ему славу среди
христиан, и вскоре подле его пустыни стали поселяться
другие аскеты. Бенедикт разделил всех пришедших на
двенадцать групп по двенадцать человек в каждой, поставив над каждой из них
начальника. Часть аскетов осталась под непосредственным руководством святого.
Так вокруг подвижника сформировалась монашеская
община, и Бенедикт принялся разрабатывать общежитийные правила.
Бенедикт решил, что монахи должны не только предаваться молитвам и уединению, но и совершать деяния
на благо мира. Община стала брать на воспитание и обучать наукам детей знатных родов.
Местному священнику Флоренцию не понравилась
бурная деятельность подвижника, и по его наущению Бенедикт был изгнан из своей обители. В сопровождении
нескольких учеников святой перебрался в Монте-Кассино,
небольшой город, расположенный в провинции Кампания
между Неаполем и Римом. Римский патриций Тертулл
выделил Бенедикту участок земли. Святой с учениками
разрушил стоявший там языческий храм Аполлона и основал на его месте монастырь, где оставался до конца жизни.
Устав, написанный для монастыря в Монте-Кассино,
стал впоследствии уставом ордена бенедиктинцев и основой' организации всего общежитийнрго монашества
Римско-католической церкви.
Женское отделение ордена основала сестра Бенедикта святая Схоластика.
Уклад жизни в бенедиктинских монастырях
День в монастыре был строго расписан. В течение
суток, монахи должны были совершать семикратное моление, трудиться и читать.
Чтению уделялось огромное внимание. Братья получали книги по особому кодексу, предписывавшему монахам на разных этапах служения определенную литературу. Аббат назначал старшего по библиотеке, внимательно
следившего, чтобы монахи брали только положенные им
книги и не подменяли их другими во время чтения.
Молитва, согласно предписанию устава, должна
была быть краткой. Необходимость молиться семь. раз
в течение дня объяснялась словами Писания «семь раз
в день восславил я Тебя». Монахи собирались на молитву
по звону колокола. Услышав его, все должны были спешить в церковь, стараясь при всей поспешности не потерять благолепия.
Монахи творили молитвы не только ради личного
спасения. Моления имели и другой смысл: братия возносила молитвы Всевышнему не только за себя, но и за весь
мир. В народе в то время была сильна вера в то, что
монахи являются заступниками людей перед Богом; счи-
талось, что молитва праведного монаха во много раз действенней молитвы человека, живущего в миру.
Молитвы представляли собой пение, молиться молча
в то время не было принято. Ритуальное пение, называемое григорианским (по имени Папы Григория I, под руководством которого был проведен отбор и канонизация
текстов и напевов), было одноголосым, то есть монахи
пели в унисон. Совместная молитва считалась более
действенной, чем молитва одного человека. Пение сопровождалось медленным шествием вдоль нефов и вокруг алтаря.
Моления занимали восемь часов в сутки. Первое
молебствие начиналось ночью, последнее завершалось
в следующую ночь. Богослужение монахов разделялось
на «Часы», в каждый, из которых пелись определенные
псалмы и молитвы. Суточный цикл молитв состоял
из утрени, первого, третьего, шестого и девятого часов,
вечерни и комплетория, или повечерия. Существовал
также годовой молитвенный цикл, символически изображавший движение от сотворения мира. к концу света
и Страшному суду. Кроме этого, богослужения можно
рассматривать как символическое изображение земной
жизни Христа. Литургии бенедиктинцев отличались
пышностью и торжественностью.
Время, свободное от молитв, делилось на две равные
части: восемь часов было отведено труду и столько же отдыху.
Поскольку молитвы совершались по часам и являлись
основным занятием монахов, отдых и труд заполняли промежутки между богослужениями.
Монахи спали в общей спальне (дормитории), причем всегда в одежде, чтобы быть готовыми в любой
момент встать по призыву аббата. В спальном помещении всю ночь должна была гореть свеча. '
Обычно в монастыре было две трапезы в день,
а во. время поста — одна. Распорядок дня предусматривал часы отдыха, которые можно было посвятить чтению. Были также часы, специально отведенные для
изучения книг. Летний распорядок дня отличался
от зимнего. Зимой больше времени отводилось чтению,
а летом — труду.
В обители нельзя было шутить и смеяться, говорить
следовало как можно меньше, ибо, как сказано в Писании: «во многоглаголании не избежишь греха». Монах
должен был внимательно выслушивать наставления старших: «говорить и учить приличествует наставнику, ученику надлежит молчать и слушать».
Устав Бенедикта запрещал монахам менять место
служения, предписывая навсегда оставаться в монастыре
(stabilitas loci). Монахи могли общаться с родственниками или приходившими в монастырь гостями только
по специальному разрешению аббата. Двери монастыря
стерег специально назначенный старец. Лишь один настоятель мог
представлять свой монастырь в миру.
Аббата избирали пожизненно на двустепенных выборах, в которых участвовала вся братия. Перед выборами
были запрещены всякие совещания и агитация, вместо
этого все обитатели монастыря постились и молчали
в течение трех дней. Устав предписывал, что «если
из двух возможных настоятелей один более сведущ в делах
временных, а другой — более духовен, надо выбирать последнего». Избрание должен был утвердить епископ.
Настоятель назначал себе помощника — препозита
или приора. Всё находящиеся в монастыре были разделены на группы по десять человек, каждой такой
группой руководил декан.
В бенедиктинских монастырях была предусмотрена
система наказаний за проступки. Один раз оступившегося
монаха увещевал декан, во второй раз тоже не прибегали
к наказанию, но если же монах нарушал дисциплину
третий раз, его не допускали к трапезе и к общей молитве.
Если монах серьезно провинился, ему запрещали общаться с братией. Если и это не могло наставить его на путь
смирения, прибегали к телесному наказанию. За прови-
нившегося молилась вся братия, чтобы способствовать его
исправлению, но если монах не смирял свою гордыню,
его исключали из монастыря. Впрочем, к такой крайней
мере прибегали лишь в экстренных случаях.
Смирение считалось высшей добродетелью монаха.
Общежитийный уклад подразумевал, что монах, в отличие
от анахорета, не полагается на собственные силы, поэтому
должен беспрекословно подчиняться настоятелю, лучше
понимающему, что необходимо для спасения души.