Раннее
Средневековье в Западной Европе
ознаменовалось ростом богатства и
влияния католической церкви.
Практически все население было
вовлечено в сферу деятельности церкви и
выплачивало специальный налог --
десятину; с каждым годом увеличивалось
число священнослужителей.
Помимо традиционных клириков,
существовали странствующие
проповедники, которые посвоему
толковали Библию. Послушать их
собиралось большое количество народа.
Проповедники вели аскетический образ
жизни, подавая тем самым пример всем, кто
с ними общался.
По сравнению с прочими служителями католической церкви, богатыми и развращенными, эти люди выглядели почти святыми. Их основной целью было обновление церкви и устранение ее пороков. Среди выдающихся странствующих проповедников можно отметить Мориса из Сюлли, Ламберта Заику, святого Норберта и его последователей.
Именно в этот период появились первые переводы
Библии с латинского языка на национальные. Раньше
текст Евангелия был доступен только избранному кругу
людей, знавших латынь, — священникам и ученым.
С появлением переводов распространение религиозного
учения перестало быть преимущественным правом только официальной церкви.
Получив возможность читать Библию на родном языке,
люди стали по-своему толковать ее тексты, что привело
к появлению огромного количества ересей. Их распространению способствовало и то,
что жадность и взяточничество клириков в то время достигали невиданных размеров.
Наличие власти у таких церковнослужителей было совершенно неоправданным, поэтому у еретических учений было
много сторонников. Некоторые ереси удивляли своей
несуразностью и противоречивостью, другие, наоборот,
буквально трактовали Библию и призывали к возврату
идеалов раннего христианства.
Еретики-вальденсы — последователи простого мирянина Вальца — призывали к покаянию и праведному образу
жизни; Арнольд Брешьянский с учениками добивался
очищения церкви и восстановления ее прежней простоты;
у катаров в течение некоторого времени была собственная
церковь, которую они противопоставляли Риму. Еретиков
преследовали, с ними боролись, но полностью уничтожить
ереси насильственными методами не удавалось, так как
они отражали внутренние настроения общества.
В ХII веке разница между нищетой странствующих
проповедников и богатствами церковнослужителей стала
настолько явной, что уже не могла не вызывать возмущения. Ереси завоевывали новых сторонников, а католическая церковь быстро теряла авторитет.
Франциск привлекал людей тем, что не старался, как
многие церковные проповедники, напугать грядущим
возмездием за грехи. Его слова вселяли надежду в сердца
горожан и заставляли их быть добрее к ближним. Франциск не был похож на других средневековых аскетов —
он с восхищением относился к искусству и красоте, не
испытывал презрения к грешникам и женщинам, любил
животных и птиц, которых называл братьями. Его самые
значительные произведения на религиозные темы —
«Похвала добродетели» и «Похвала Богу» — были написаны в стихотворной форме.
Начальный период францисканского движения
Постепенно Франциск стал пользоваться всеобщим
уважением в Ассизи, а некоторое время спустя у него
появились последователи. Одним из первых стал Бернард Квинтавалле, довольно обеспеченный житель города, старый знакомый Франциска. Бернард решил разделить все, чем он владел, между бедняками и следовать
за другом. Они вместе раздали деньги и вещи Бернарда
и отправились странствовать. Вско-
ре в их маленькую общину вошли два новых члена — Петр и Эгидий,
затем еще несколько человек.
Все ученики Франциска по его примеру ходили босыми, не имели
никакого имущества и жили как нищие. Вскоре известия о них распространились по многим городам Италии. Когда количество учеников
Франциска достигло семи, он велел им отправляться странствовать по городам и селам и проповедовать Слово Божие.
Последователи Франциска Ассизского назвали себя братьями меньшими
— миноритами. Они разительно отличались от монахов, жадных и недоброжелательных, и поэтому вызывали противоречивые чувства — одни не понимали их^
и считали сумасшедшими, другие преклонялись. Городские
жители гораздо критичнее относились к ученикам Франциска, чем деревенские. Многие братья очень расстраивались из-за того, что их идеи не сразу находят отклик,
но Франциск не давал ученикам упасть духом и постоянно
поддерживал их добрым словом.
Деятельность миноритов не вызывала доверия у официальных представителей церкви. Духовенство считало,
что францисканцы посягают на авторитет церкви, потому что сравнение между ними и церковнослужителями
было явно не в пользу последних. На собрания, устраиваемые миноритами, приходило намного больше народа,
чем на проповеди священников. Последователи Франциска стали живым упреком для богатого духовенства.
Если миноритам случалось заходить в монастыри или
церкви, их обвиняли в том, что они пустили свои деньги
на ветер и пытаются наживаться на других; никакой
милостыни в этих местах францисканцам не подавали.
Служители церкви с удовольствием запретили бы движе-
ние миноритов, но не могли найти для этого уважительной причины.
Ассизский епископ посоветовал Франциску прекратить самостоятельную деятельность и вступить в какойнибудь из существующих монашеских орденов. Однако
Франциск не собирался запираться в монастыре.
Своим поведением Франциск раздражал не только
духовенство. В числе его последователей было много
обеспеченных горожан, которые, вступив в братство,
раздавали бедным свое имущество. Это очень не нравилось членам их семей, которые теряли надежду получить
со временем наследство.
Только беднейшая часть населения неизменно поддерживала миноритов. Тем не менее Франциск видел,
что вокруг много. недовольных и осознавал, что для
продолжения деятельности братства следует заручиться
одобрением церкви.
Число последователей Франциска постоянно увеличивалось, однако братство пока не имело устава и представляло собой свободное объединение. Минориты
странствовали уже почти по всей Италии. Нередко они
встречали. враждебный прием, но их смирение, доброта
и бескорыстие в конце концов стали завоевывать доверие людей.
Францисканцы бродили по городам и селам, зарабатывая себе на жизнь тем, что помогали крестьянам или
возили воду. Когда работы не было, они просили подаяние. Братья постоянно постились, носили вериги и часто
уединялись, чтобы предаться созерцанию. В своих проповедях они призывали к покаянию и смирению.
Франциск понимал, что братство миноритов, отказываясь от всякой собственности, невольно становится
в оппозицию католической церкви. Основатель братства
вовсе не хотел, чтобы его учение запретили как ересь.
Францисканцы никогда не осуждали устройство церкви
и недостойное поведение ее служителей; напротив, они
желали уберечь церковь от влияния ересей. Минориты
считали себя вправе воздействовать на духовенство только смиренными проповедями и собственным примером
и не требовали, чтобы монахи и священники обязательно поступали так, как учил Франциск.
Чтобы избежать преследований со стороны церкви,
Франциск вместе с несколькими учениками в 1210 году
посетил Рим и добился аудиенции у Римского Папы
Иннокентия III., Франциск отдавал себе отчет в том, что
будет трудно убедить папу в чистоте своих намерений,
и очень беспокоился за исход встречи.
Иннокентий III далеко не сразу поверил в искренность Франциска и его учеников, которые не желали
ничего, кроме позволения продолжать свою деятельность
на избранном поприще — то есть жить в нищете, просить
милостыню и проповедовать Слово Божие простому народу. Францисканцы вручили папе для утверждения устав
братства, в основу которого легла Нагорная проповедь
Христа; они хотели только следовать Евангелию
''по букве и без перетолкований'', как сказал Франциск.
Кардиналов и папу очень удивили столь скромные просьбы просителей. Один из кардиналов долго уговаривал Франциска.отказаться от намерения создать собственную религиозную общину. Чтобы проверить искренность необычного проповедника, за ним даже установили слежку, но не смогли обнаружить никакого подвоха.
Франциск был не слишком силен в богословских
вопросах, но все-таки ему удалось заставить кардинала
поверить в то, что он преследует только благие цели.
Возможно, прелат осознал, что францисканцы смогут
принести пользу католической церкви, укрепив ее престиж,
и постарался убедить в этом папу.
В конце концов Иннокентий III, на которого произвели впечатление обаяние и внутренняя сила Франциска,
ответил согласием на его просьбу, но при этом заставил
выбрить на голове тонзуру по примеру других монахов
и принести .клятву верности папе. Каждый из членов
братства должен был почитать священников, причащаться и исповедоваться. Минориты, ставшие теперь служителями церкви, уехали из Рима счастливыми.
Францисканцы проповедовали во всех селениях, которые встречались им по дороге домой. Они с таким
воодушевлением говорили о простых вещах — покаянии,
сострадании и любви к ближнему, что слушающие их
люди не могли оставаться равнодушными. Нищие и оборванные проповедники мгновенно начали пользоваться
популярностью у простого народа.
Вернувшись на родину, францисканцы избрали местом проживания небольшой заброшенный дом, называемый Риво Торто, который находился в окрестностях
Ассизи. Благословение Папы Римского очень возвысило
миноритов в глазах горожан, которые уже не вспоминали о том времени, когда издевались. над Франциском.
Ему даже предложили читать свои проповеди в соборе.
Когда Франциск начал призывать к покаянию с кафедры собора, у него появилось огромное количество
новых последователей. Францисканцам стало тесно в Риво
Торто, и в их владение передали часовню Марии Порциункулы, возле которой минориты
построили несколько хижин. Лес, окружавший
часовню, служил местом для собраний.
Францисканцы странствовали по Италии, распространяя евангельское учение, и несколько раз в год собирались у церкви Порциункулы, чтобы поделиться друг
с другом впечатлениями о странствиях и побеседовать
о Боге. Братья проводили на одном месте несколько
дней, а затем снова отправлялись в путь.
Со временем количество членов францисканского
ордена увеличилось до такой степени, что все братья уже
не могли собраться у Порциункулы даже один раз в три
года. Францисканцы вышли далеко за пределы Италии —
в 20-х годах XIII века они странствовали уже по Германии.